воскресенье, 19 июля 2009 г.

Противоперегрузочные костюмы пилотов «Мустангов»

К осени 1944 года были созданы противоперегрузочные костюмы и 339-я и 357-я FG вошли в число подразделений американских ВВС, проводивших их полевые испытания. Костюмы заполнялись водой или воздухом и препятствовали кратковременной потере пилотом сознания, при выполнении маневров с большой перегрузкой.
Первой моделью такого костюма, испытанного летчиками-истребителями 8-й воздушной армии, стал английский “Фрэнк”. Он давал летчику возможность выполнять устойчивые виражи и горки при перегрузке 7-8 “g”, не опасаясь потери сознания. Но наибольшее распространение в ВВС получила американская модель противоперегрузочного костюма “Бергер”.

Вот что вспоминал по этому поводу «Бад» Андерсон:
«По правде говоря, «Мустанг» был гораздо крепче, чем летавшие на нем люди. При перегрузках гораздо ниже тех, при которых у самолета отвалились бы крылья, пилот просто терял сознание, так как под воздействием центробежной силы кровь отливала от мозга. При пятикратной перегрузке перед глазами возникала серая пеле­на, но вы еще могли пилотировать, семи­кратная или больше - и вы «вырубаетесь». Облегающий фигуру противоперегрузочный костюм при перегрузках просто надувался и, сжимая тело, не позволял крови отливать от головы».
«Поскольку они (костюмы) были экспериментальными, мы имели два различных типа. Костюм с водой - это было что-то. Механик заливал его через отверстия в верхней части с помощью воронки и кувшина (насколько я помню, требовалось несколько кувшинов). По возвращении с задания вы садились на крыло, открывали две пробки на лодыжках, и вода вытекала из них серебристыми струйками. Главный недостаток этого костюма - он был очень холодным. Мы пытались заполнять его теплой водой, но на высоте семи миль она быстро остывала. Костюм с воздухом был присоединен к клапану, который под воздействием перегрузок начинал подавать воздух от вакуумной помпы двигателя. Он состоял из трех частей, охватывающих икры, бедра и брюшную полость и надувался автоматически. Это работало гораздо лучше».
«При использовании противоперегрузочных костюмов мы могли летать немного лучше, виражи стали более компактными. Мы могли выходить на более большие перегрузки, что давало нам преимущество. Ис­пользование костюмов не вызывало сопротивления, поскольку мы понимали, что надевая их мы как бы делаем самолет лучше».



Принцип действия противоперегрузочного костюма.

Противоперегрузочный костюм (ППК) представляет собой плотно подгоняемые по фигуре летчика штаны из малорастяжимой, газопроницаемой ткани, которые создают с помощью системы наддува камер противоперегрузочных костюмов (устройств, аналогичных устройствам ВКК) обжатие нижней части тела человека, пропорциональное положительной перегрузке (в направлении голова – таз).
Это обжатие фиксирует положение внутренних органов, препятствует их смещению и растяжению, а также препятствует инерционному смещению крови в сосуды нижней части тела, что обеспечивает лучшее кровоснабжение головного мозга и позволяет летчику лучше переносить положительные перегрузки. Летчик в противоперегрузочном костюме физиологически ощущает как бы меньшую на 2,5–3,0 единицы перегрузку, чем та перегрузка, с которой маневрирует самолет.

Источник:
1) wunderwaffe.narod.ru
2) “Крылья”. Дайджест лучших публикаций об авиации. Выпуск 5. Июль 1996 г.; Приложение к бюллетеню “Техническая информация”, выпуск 3. Издательский отдел ЦАГИ, 1994; “Полная энциклопедия мировой авиации”. Корпорация “Федоров”, 1997; “Jane s fighting aircraft of WWII”. London, 1989.

Комментариев нет:

Отправить комментарий